Новому премьеру было 44 года. Он был убежден в необходимости укрепления монархии и государственности путем глубокого и последовательного реформирования общественного строя, усиления носителя реальной власти – крупного и мелкого собственника. Премьер хорошо знал положение в деревне, требования основных групп ее населения – помещиков, предпринимателей, крестьян. Первые были заинтересованы в государственной поддержке для перехода к рыночным отношениям, ликвидации общины; вторые – в осуществлении комплекса мер по обеспечению хозяйственной независимости; третьи – в ликвидации малоземелья, финансовой поддержке, изменении отработочной системы (повышении платы за труд и снижении платы за аренду земли).
Столыпин видел свою задачу в успокоении и возрождении великой Родины. Волевой, энергичный, работоспособный, обладавший ораторскими способностями, он объединил вокруг себя прогрессивных деятелей страны, вызывая злобу и ненависть у ретроградов и революционеров. На него был совершен ряд покушений, и 1 сентября 1911 г. выстрел террориста Д. Г. Богрова, раздавшийся в киевском театре, оборвал жизнь этого столь необходимого России государственного деятеля. Лев Троцкий впоследствии признавал: если бы реформа Столыпина была завершена, «русский пролетариат не мог бы прийти к власти в 1917 г.».
Аграрная реформа, для осуществления которой был принят ряд законодательных актов, проводилась по нескольким взаимоувязанным направлениям.
Во-первых, предоставление крестьянам права свободного выхода из общины с последующим закреплением надельной земли в личную собственность. Формой ведения хозяйства мог стать хутор (с переселением из деревни) и отруб (с выделением в собственность отрубника части общинных земель, не подлежавшей переделу). Для проведения всех необходимых переделов земли в уездах и губерниях создавались землеустроительные комиссии.
Во-вторых, обеспечение защиты интересов зажиточных слоев деревни, помощь им в обособлении от общины, уничтожение чересполосицы, превращение земли в объект купли-продажи.
В-третьих, возрастание роли финансового капитала в развитии деревни. Крестьянский банк, пуская в продажу скупленные у помещиков земли, ориентировался главным образом на предпринимательские слои (хуторян, отрубников), насаждая фермерский тип хозяйства.
В-четвертых, уменьшение аграрной перенаселенности в европейской части страны за счет массового переселения малоземельного крестьянства в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. За период с 1906 по 1910 г. на восток страны выехало более 2,5 млн человек. При переезде и в местах расселения им оказывалась значительная материальная помощь со стороны государственных органов.
В-пятых, отмена всех сословных ограничений для крестьян, касавшихся их поступления на государственную и военную службу, в учебные заведения.
Реформа дала мощный толчок развитию сельского хозяйства. Повышалась продуктивность земледелия и животноводства, расширялись посевные площади, особенно под технические культуры, росло поголовье скота. Производство хлеба увеличилось почти на 1/3. В 1907–1912 гг. объем вывозимого за границу хлеба возрос на 46 % по сравнению с началом века. Вырученные средства шли на закупку машин для промышленности и других отраслей экономики, модернизацию сельского хозяйства. Общая стоимость применяемых в деревне машин выросла с начала века почти в 4 раза, хотя по-прежнему широко использовались деревянные плуги, сохи и бороны. Рост товарности и доходности крестьянского двора вел к укреплению сельской кооперации. К 1915 г. Россия по числу кооперативов вышла на второе место в мире после Германии.
Результаты реформы были значительными, но очень противоречивыми. За период с 1907 по 1915 г. в тех районах, где проводилась реформа, из общины выделилось 2,5 млн домохозяев (более четверти от общего числа общинников). Более 15 % надельных земель перешло в личную собственность крестьян. В деревне возникло 1,5 млн отрубных и хуторских хозяйств. Часть новых землевладельцев не смогла сохранить землю, продав ее зажиточным хозяйствам. Безземельные крестьяне потянулись в город, пополняя ряды рабочего класса, с собой они приносили протест против наступления буржуазных слоев, тем самым подогревая революционные настроения пролетариев. С 1910 г. число «укрепившихся» (т. е. вышедших из общины) хозяйств начало падать. Тогда же со всей очевидностью проявились просчеты в переселенческой политике. Сократился поток переселенцев, одновременно выросло число возвращавшихся в родные деревни разорившихся, озлобленных неудачей крестьян. Переселенцы приносили с собой передовые формы хозяйства, способствуя внедрению машинной техники, росту производительности труда, втягиванию окраин страны в рыночные отношения.
Переход к буржуазному типу хозяйства вел к усилению эксплуатации беднейших слоев, к социальному расколу в деревне. Разгоралась внутрикрестьянская борьба. Высокий темп преобразований обусловил острые формы этой борьбы – поджоги, вооруженные выступления, перепахивание новых земельных границ и т. п. Нарождавшийся сельский пролетариат тяготел к революционным организациям.
Таким образом, Столыпинская реформа, разрешая одни противоречия, порождала новые, не менее острые. Резко ускорив экономическое развитие страны, реформа одновременно поставила ее перед необходимостью реформирования всех областей общественной жизни. Для успеха столыпинских преобразований требовалось проведение сопутствующих реформ в области государственного управления (расширение представительства предпринимателей в различных органах власти), национальных отношений, взаимоотношений конфессий, рабочего законодательства, социальной защиты беднейших слоев населения и т. п. С 1911 г. реформа уже не получала необходимого продолжения, а с началом Первой мировой войны (1914) практически приостановилась. 28 июня 1917 г. решением Временного правительства реформа Столыпина, рассчитанная на 20 лет, была отменена.
ажнейшей причиной переселения крестьян, особенно черноземных губерний, было малоземелье. Крестьянство разорялось под гнетом развивающегося капитализма и под бременем крепостнических пережитков. Все крестьянские ходатайства этого периода о переселении полны жалоб на возросшее малоземелье, причем эти крестьяне не имели возможности приобрести или увеличить земельный надел путем аренды, т.к. "после 1905 г. арендная плата сделала новый скачок вверх, составив 20--35 рублей за десятину... Крестьяне в своих прошениях в Переселенческое управление жаловались, что для них стало совсем невозможным арендовать землю даже на один посев, т.к. непомерно высокая арендная плата доступна только кулакам, спекулянтам, почетным гражданам." Скляров Л.В. Переселение и землеустройство в Сибири в годы столыпинской аграрной реформы. Л., 1962, С.116.
Причиной переселения являлось и сокращение сельскохозяйственных заработков в пределах Европейской России. В пореформенные десятилетия широкое распространение приобрел уход крестьян на дальние заработки, " в южные и юго-восточные районы где преобладал капиталистический труд: Бессарабскую, Херсонскую, Таврическую“ Там же. С.120. и т.д. В результате этого южные губернии, чему немало способствовала и столыпинская аграрная реформа, переполнились избыточной рабочей силой: что и вызвало рост переселенческого движения.
Основное поток переселенцев шел в Сибирь. "Русское знамя" в 1909 году писала о "переселенческой горячке": "По сообщению эстонских газет, в Перновском уезде переселение принимает эпидемический характер. Переселяются преимущественно в Вологодскую губернию и в Сибирь... Крестьяне... надеются в течение лета утвердиться там настолько прочно, чтобы осенью приехать за своими семьями." Русское знамя № 97 от 24 мая 1909 г., С.5. Большинство крестьян направлялись в Восточную Сибирь.
Со временем картина начинает меняться. Число безземельных и малолоземельных крестьян в среде переселяющихся начинает увеличиваться со второй половины 90-х годов XIX века. Оно "достигает значительных размеров в первые годы XX века и становится преобладающим в 1907--1911 гг. Именно в эти последние годы переселенческая статистика зафиксировала резкое снижение материального уровня переселенцев и наибольший рост сельскохозяйственного пролетариата в переселенческой массе" Скляров Л.В. Переселение и землеустройство в Сибири в годы столыпинской аграрной реформы. Л., 1962, С.123..
Наряду с низшими группами крестьян в переселении всегда участвовало небольшое число кулацких и крепких середняцких семей. Их переселение вызывалось эксплуататорскими устремлениями.